Самые новые идеи бизнеса здесь

Наши подписчики узнают о новых бизнес-идеях самыми первыми. Просто введите адрес

Подписчиков всего: 3 005

Открытие службы такси

Такси

Открытие службы такси - весьма прибыльный вид бизнеса. Это подтверждается большим количеством служб различных такси в каждом городе. Конечно, и конкуренция в этой нише бизнеса весьма высока. Тем не менее в час пик все машины почему-то заняты…

В соответствии с действующим законодательством легковое такси - это транспортное средство категории «М1» (не более 8 мест для сидения, помимо места водителя), используемое для перевозок пассажиров и багажа в соответствии с публичным договором фрахтования.

Наверное, каждому рано или поздно приходилось пользоваться услугами такси.

Тот, кто работал таксистом, знает особенности этого бизнеса «изнутри», и ему будет проще открыть диспетчерскую службу.

Варианты по открытию бизнеса в сфере пассажирских перевозок (такси) могут быть следующие:

- оформление в качестве индивидуального предпринимателя, работа на собственной машине при взаимодействии со сторонней диспетчерской службой. Нельзя назвать это бизнесом в полном смысле этого слова, скорее это основной или дополнительный заработок.

- создание диспетчерской службы. Выступаем посредником между клиентами и водителями машин при отсутствии собственного автопарка.

- создание диспетчерской службы, при наличии парка собственных автомобилей и большого количества наемных сотрудников-водителей.

На старте бизнеса более предпочтительным вариантом является посреднический бизнес - создание диспетчерской службы при отсутствии собственного автопарка. Для организации этого бизнеса не понадобится большая сумма первоначального капитала. Краткая суть этого варианта бизнеса - прием заявок клиентов осуществляется централизованно диспетчером. Информация от диспетчера по общей связи поступает водителям, которые выполняют заказ клиента, и по итогам дня (иного периода) рассчитываются с диспетчерской службой.

При наличии собственного автопарка прибыль будет значительно выше. Успешно и давно работающие службы такси часто применяют комбинированную схему - часть водителей являются штатными сотрудниками, и работают на машинах службы, а часть - работают на условиях договора как индивидуальные предприниматели на своих машинах.

Офис (диспетчерская) может располагаться и на окраине города. Так можно сэкономить расходы по арендной плате. Главное, чтобы выполнялось основное требование - наличие устойчивой связи с клиентами и водителями.

Важным начальным этапом является проработка концепции будущего такси. Вы должны четко представлять, чем Ваше такси будет отличаться от конкурентов, на какую категорию клиентов будет рассчитано такси.

Конкуренция может быть как ценовой (стоимость поездки ниже, чем у конкурентов), так и неценовой. К примеру, для клиентов очень важное значение имеет время ожидания машины. Да и таксисты должны хорошо знать город, а не работать по принципу «Поедем - покажешь».

Следует также придумать название для такси - это очень важный момент на старте бизнеса. Хотя и обычное название при высоком качестве работы не будет играть такой большой роли, как это кажется в самом начале.

Существует достаточно много «общепринятых» названий такси, которые могут встретиться почти в каждом городе. Также кто-то из владельцев предпочитает оригинальные или смешные названия такси.

К примеру, это - «Вояж», «Круиз», «Такса», «Народное», «Люкс», «Престиж», «Элит», «Эконом», «Лидер», «Пегас» (мифический крылатый конь), «Фортуна», «Машина времени», «Стрела», «Клипер» (быстроходный парусник), «Вираж», «Экспресс», «Мустанг», «Командир», «Кабриолет», «Дилижанс», «Фаэтон», «Минутка», «Антилопа Гну» или просто «Антилопа», «Эх, прокачу!», «Тройка», «Поехали!», «Тачанка», «Семейное», «Форсаж», «Молния», «МиГ», «Курьер», «Париж-Дакар», «На Берлин», «Лондон-Париж», «Везунчик»… Классическое ООО «Зеленоглазое такси»… Есть и названия «от обратного» - «Черепаха», «Улитка». Есть просто названия такси по номеру телефона.

Следует помнить, что название такси не является определяющим для успеха в бизнесе. Большее значение имеет качество работы диспетчера и водителей.

Также важен красивый запоминающийся телефонный номер. Популярностью пользуются и короткие 3-значные номера.

Существуют основополагающие принципы работы такси, при соблюдении которых возможен успех в этом бизнесе.

Итак, основные принципы эффективного бизнеса по оказанию автотранспортных услуг (такси):

- оперативный ответ диспетчера на звонок клиента;

- вежливость и корректность оператора при общении с клиентом;

- точное информирование клиента о стоимости поездки и о времени подъезда машины. В идеале - выяснение потребностей клиента (с багажом или без, с ребенком или без и т.д.);

- быстрая подача машины;

- чистота внешнего вида машины и салона (в салоне не должно быть накурено и т.д.);

- опытность и вежливость водителей (не должна играть громко музыка и т.д.).

Вложения в бизнес

Следует заранее прикинуть расходы, которые придется осуществить до начала ведения бизнеса.

1. Расходы по приобретению помещения в собственность или по аренде помещения для диспетчерской (офиса).

2. Мебель для диспетчера (стол, стул, компьютер, телефон, шкаф для одежды и бумаг).

3. Расходы на автомобили - приобретение в собственность, аренда, лизинг… Обычно в такси используются недорогие машины стоимостью до 500 тысяч рублей. К выбору марки машин для такси стоит подходить с особой тщательностью, чтобы всю прибыль потом не пускать на ремонты. В самом начале бизнеса, когда первоначальный капитал небольшой, не обязательно иметь большой парк собственных автомобилей.

4. Расходы на оборудование автомобилей в соответствии с действующим законодательством. Ориентировочно на это потребуется 2-3 тысячи рублей (оборудовать автомобили «шашечками» стоимостью 500-1 000 рублей за штуку и т.д. - об этом более подробно будет написано ниже).

5. Специальная программа для такси по автоматизации учета заказов клиентов. Существует много достойных предложений, лучше выбирать из конкретных потребностей бизнеса на данный момент. Самую дорогую программу сразу покупать смысла нет - опыт работы покажет, какой функционал Вам действительно необходим.

Функционал программ подобного рода очень широк - например, программа ведет точный учет местонахождения каждого таксиста по GPS, распределяет заказы между водителями, рассчитывает стоимость поездки в зависимости от километража и иных факторов, осуществляет автоматическое смс-информирование клиентов, может быть интегрирована с терминалами по приему платежей  и т.д. Стоимость подобных программ составляет 200-300 тысяч рублей, но она того стоит.

6. Приобретение раций и радиостанции («базы») для общения между диспетчером и водителями. Стоимость радиостанции 20-100 тыс. рублей, рации - 1-5 тыс. рублей. Тут имеется один немаловажный фактор - при работе с радиостанциями необходима лицензия на использование радиочастот. Получить ее достаточно хлопотно, да Вам оно и не нужно будет. Проще заключить соответствующий договор с организацией (оператором), имеющей подобную лицензию, и платить ей абонентскую плату (служба такси получает свою собственную радиочастоту).

Отдельно следует сказать о телефонии, точнее, об организации связи между клиентом, оператором, и водителем такси.

Для работы с клиентами обычно используется IP-телефония, или полномасштабный call-центр.

IP-телефония - больше подойдет для небольшой службы такси с небольшим парком машин. Осуществляет предобразование телефонного сигнала в цифровой сигнал, при этом связь идет через интернет. По сравнению с обычной телефонной связью дает многократное снижение расходов на связь, высокое качество связи. Вполне подойдет для старта бизнеса. Может обладать следующим функционалом - удержание вызова на линии, организация очереди звонков клиентов, определение номера и ФИО звонящего абонента… Основная роль при этом ложится на диспетчера.

В колл-центре роль диспетчера (оператора) сведена к минимуму. Все максимально автоматизировано - автодозвон, автоинформатор клиентов, распределение звонков по свободным диспетчерам. Через колл-центр возможна связь напрямую между водителем и клиентом.

Проще всего обратиться в специализированные фирмы, занимающиеся продажей соответствующего оборудования, и объяснить, что именно Вам нужно - Вам помогут выбрать оборудование, подходящее для организации связи на начальном этапе бизнеса.

Требования к машинам, используемым в качестве такси:

При использовании автомобилей в такси следует учитывать определенные требования к машинам:

- автомобиль должен быть оборудован опознавательными знаками в виде цветографической схемы, которая наносится на кузов (на боковые поверхности кузова) и представляет собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке (кстати, почему бы не использовать магнитные наклейки на автомобиль для этих целей?);

- на крыше должен находиться опознавательный фонарь оранжевого цвета;

- наличие таксометра (старый добрый советский «счетчик»). Если компании, оказывающие услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, определяют плату за пользование такси на основании установленных тарифов исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени поездки, то в этом случае такси должно быть оборудовано таксометром. Исключение только в том случае, если стоимость проезда является фиксированной - в этом случае в салоне такси должна быть полная информация о стоимости проезда.

- автомобили должны проходить техосмотр каждые 6 месяцев;

- в такси могут использоваться автомобили только определенной цветовой гаммы для (данное требования введено пока не во всех регионах, так как вызывает много споров).

Очень много вопросов возникло по поводу окраски такси, так как это требование в финансовом плане обременительно для перевозчика. Окончательное решение отдано на откуп региональным властям. Если субъект РФ примет нормативный акт, в котором установит введение цветовых гамм для участников рынка такси, то на выбор должно быть введено не менее двух цветов. Перекраска является способом идентификации таксомоторов по отношению к другим транспортным средствам.

Возможно, что в законе субъекта РФ предусмотрено вступление подобного требования в силу только через несколько лет.

Информация, которая должна быть в салоне такси

Также следует учитывать тот факт, что в салоне автомобиля должна быть размещена определенная информация:

- полное или краткое наименорвание перевозчика;

- условия оплаты за пользование легковым такси;

- визитная карточка водителя с фотографией;

- наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа;

- разрешение на осуществлении деятельности;

- правила перевозки в такси;

- путевой лист (в котором содержится информация о ежедневном предрейсовом медицинском осмотре и проверке технической безопасности транспортного средства);

- страховка ОСАГО.

В некоторых страховых полисах ОСАГО нет отметки, что автомобиль может использоваться в качестве такси. В случае ДТП страховая компания могут признать договор страхования недействительным (если будет доказан хотя бы один факт использования автомобиля для получения прибыли в качестве такси). Во избежание получения отказа страховой компании от выплаты по страховому случаю следует при оформлении страховки указать, что данное транспортное средство будет эксплуатироваться в предпринимательской деятельности в качестве такси.

Ведется также много рассуждений по поводу, нужен ли путевой лист в деятельности предпринимателя, который выбрал специальный налоговый режим. Предприниматели обязаны вести путевой лист в соответствии со ст. 56 Федерального закона № 259-ФЗ. Порядок заполнения путевого листа утвержден Приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152, официально утвержденная форма содержится в Постановлении Госкомстата России № 78 (форма 4 «Легковое такси»). Также предприниматель может сам разработать форму путевого листа с соблюдением всех требований, которым должен соответствовать путевой лист (Письмо Минфина России от 25.08.2009 № 03-03-06/2/161). Путевой лист можно завести не на один день, а на месяц (см. разд. 3 п. 10 Порядка заполнения путевого листа).

Наем персонала

Основных категорий сотрудников, от которых зависит успех бизнеса, здесь две - это таксисты и диспетчеры. Если есть наемный руководитель службы - то также многое зависит от него. Однако скорее всего на начальном этапе владелец бизнеса и руководитель (управляющий, директор и т.д.) - это одно и то же лицо.

Что касается диспетчеров - если такси работает круглосуточно (а в жесткой конкурентной борьбе по-другому никак), необходимо не менее 3-х диспетчеров с 8-часовым рабочим днем. Если же машин в такси очень много, и такси пользуется популярностью, то, возможно, придется подумать об одновременной работе нескольких диспетчеров (операторов), чтобы обеспечить бесперебойную работу с клиентами, а клиенты не тратили время на ожидание ответа оператора.

О водителях-таксистах мы поговорим отдельно.

Требования к водителям-таксистам

Общий водительский стаж водителя такси должен быть не менее трех лет (п. 2 ч. 16 ст. 9 Федерального закона № 69-ФЗ). Изначально законодатели установили более высокие требования: профессиональный стаж должен быть не менее трех либо не менее пяти лет общего водительского стажа.

Естественно, что водители должны очень хорошо знать город. Многие водители пользуются автомобильными навигаторами.

Водители могут быть как со своими машинами, так пользоваться автомобилями, принадлежащими службе.

Если у службы такси есть собственный автопарк, то обычно взаимоотношения водителей со службой строятся на основании трудовых договоров как с обычными работниками (хотя возможно и взаимодействие с водителями как с индивидуальными предпринимателями, но тут есть определенные риски, нужно все грамотно проработать). В этом случае служба такси несет расходы по техническому обслуживанию автомобилей, заправке их топливом, несет расходы по ремонту, страхованию и т.д.

Если же автомобиль принадлежит водителю, то он сам несет расходы на его техническое обслуживание, заправляет топливом, несет расходы по страховке и т.д. Взаимодействие с такими водителями могут строиться как на основании трудовых договоров, так и на основании договоров, заключаемых с индивидуальными предпринимателями.

Если водители - обычные граждане, то работодатель платит зарплату, и перечисляет НДФЛ и страховые взносы с зарплаты наемных сотрудников.

Если водители - индивидуальные предприниматели, то налоги со своих доходов они платят самостоятельно. Тут меньше рисков для владельца бизнеса, но и прибыль значительно ниже.

Разработка мотивационных схем для водителей - очень важный момент. Обычно это фиксированная сумма, которую водитель должен сдать за смену (кто-то оформляет это как абонентская плата за пользование рацией, кто-то по-другому), все остальное идет в карман водителю. Кто-то берет процент от заказа, кто-то фиксированную сумму.

Сколько платить водителю - тут лучше ориентироваться на сложившуюся практику в городе, это несложно узнать у любого таксиста.

 

Текущие расходы:

Помимо первоначальных вложений, нельзя забывать и о текеущих расходах.                        

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, обязаны:

- обеспечивать техническое обслуживание и ремонт легковых такси;

- проводить контроль технического состояния легковых такси перед выездом на линию;

- обеспечивать прохождение водителями легковых такси предрейсового медицинского осмотра (придется заключить договор с соответствующей медицинской организацией).

Следовательно, при планировании бизнеса нужно учесть расходы на эти цели.

Кроме того, следует учесть следующие расходы:

- страхование автомобилей по ОСАГО, и, возможно, по КАСКО;

- абонентская плата за пользование радиочастотами;

- арендная плата за помещение диспетчерской;

- расходы на рекламу;

- заработная плата сотрудникам (вознаграждение индивидуальным предпринимателям);

- налоги.

Может быть, имеет смысл заключить договор с автомойкой (или вообще открыть собственную автомойку) для того, чтобы водители службы ездили только на чистых машинах. Не лишним будет иметь собственную эстакаду для небольших ремонтов авто своими силами. В дальнейшем имеет смысл открыть собственный автосервис для ремонта автомобилей.

Юридические вопросы организации бизнеса по перевозке пассажиров (такси)

При организации бизнеса по перевозке пассажиров и багажа деятельность может осуществлять как индивидуальный предприниматель, так и организация (например, ООО).

Такой вид услуги, как перевозка пассажиров легковым автотранспортом, включен в классификатор ОКУН по коду 021545.

При выборе системы налогообложения предприниматели очень редко выбирают общую систему налогообложения из-за ее сложности.

Можно применять (в зависимости от регионального законодательства, конечно) патентную систему налогообложения (однако есть ограничения по численности штатных сотрудников); упрощенную систему налогообложения; либо ЕНВД - в том случае, если количество собственных авто (или авто на ином праве - пользования, владения и (или) распоряжения) не превышает 20 машин (с учетом требований регионального законодательства).

До начала деятельности не забудьте представить уведомление в Ространснадзор о начале осуществления бизнеса по автоперевозкам.

Водитель такси обязан выдать клиенту чек кассового аппарата или бланк строгой отчетности. Кстати, кассовый аппарат может быть встроен в таксометр.

Бланк строгой отчетности должен содержать реквизиты, установленные в приложении 5 к Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом (утверждены постановлением Правительства РФ от 14.02.2009).

С 24 апреля 2012 года действует Федеральный закон № 34-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации", который внес поправки в ранее принятый Государственной Думой Федеральный закон № 69-ФЗ, а также в другие нормативные акты. Федеральный закон № 69-ФЗ в сфере оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси называют Законом о такси.

Для использования автомобиля в качестве такси нужно получить соответствующее разрешение.

Разрешение (иногда в нормативных актах субъектов РФ его называют лицензией) подтверждает право на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдается уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ при соблюдении предъявленных требований на основании заявления индивидуального предпринимателя. Разрешение действует на территории субъекта РФ, уполномоченный орган которого его выдал, если иное не предусмотрено соглашениями между субъектами РФ (п. 1.4 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 69-ФЗ).

 

Для получения разрешения необходимо представить:

- заявление (в нем указываются фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, адрес его регистрации по месту жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, а также номера телефона и (в случае, если имеется) адреса электронной почты индивидуального предпринимателя; идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке на учет налогоплательщика в налоговом органе;

- копия документа, удостоверяющего личность заявителя (представителя заявителя);

- копии свидетельств о регистрации транспортных средств, которые предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, заверенные заявителем;

- копия договора лизинга или договора аренды транспортного средства, которое предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (в случае, если транспортное средство предоставлено на основании договора лизинга или договора аренды), заверенную заявителем, либо копию нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством, которое предполагается использовать индивидуальным предпринимателем для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (в случае, если транспортное средство предоставлено на основании выданной физическим лицом нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством

Разрешение действительно в течение 5 лет с момента выдачи.

 

Переоформление ранее полученного разрешения возможно в случае:

- при смене фамилии предпринимателя;

- при смене места жительства или иных паспортных данных;

- в случае изменения государственного регистрационного знака транспортного средства, используемого в качестве легкового такси.

При утрате разрешения дубликат выдается на основании письменного заявления.

 

Во многих регионах РФ законодатели пошли навстречу бизнесменам и приняли решение выдавать разрешения совершенно бесплатно (по законодательству, сумма за выдачу разрешения не должна превышать 5 000 рублей).

Напомним, что разрешение действует на конкретный автомобиль (ч. 3 ст. 9 Федерального закона № 69-ФЗ). И в случае поломки или в других случаях, препятствующих осуществлению деятельности, заменить машину без получения нового разрешения будет нельзя. Следовательно, при покупке, лизинге или аренде другого таксомотора потребуется вновь оформлять разрешение.

 

Законом субъекта может быть установлено ограничение общей численности транспортных средств, используемых в качестве такси.

Государственную функцию по контролю за осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковыми такси осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти соответствующего субъекта РФ (например, Департамент дорожного хозяйства и транспорта области, Департамент транспорта и т.д.).

Реклама бизнеса

Так как конкуренция достаточно серьезная, расходы на рекламу будут достаточно значимой статьей расходов.

В первую очередь нужна стандартная реклама - радио, ТВ, газеты, журналы, визитки клиентам, баннеры и растяжки по городу. Реклама в подъездах жилых домов.

Конечно, красивый телефонный номер, удачное название, качественный сервис сделают свое дело. Постоянные клиенты - залог успеха. Можно предлагать какие-то акции - например, каждая 10-я поездка в подарок.

Можно придумать какие-то «фишки», которые будут выгодно отличать Ваше такси от такси конкурентов. К примеру, наличие зарядных устройств для телефонов различных марок и смартфонов и т.д.

Можно оборудовать автомобили детскими автокреслами, и позиционироваться на рынке как «детское такси». Вообще интересных идей для продвижения и позиционирования в городе нового такси очень много, о которых мы расскажем в одной из следующих статей

Больше информации по этой идее для открытия и ведения бизнеса можно получить здесь.

Возможно, Вас заинтересуют следующие бизнес-идеи:

«Психотерапия в такси (такси с психологом)»
«Нестандартные и необычные услуги такси»
«Аварийная неотложка (техпомощь) для автомобилей»

Рейтинг: 
Средняя оценка: 7.5 (2 голоса)

Комментарии

Сергей
07.06.2016
Нечего ловить в этом бизнесе, конкуренция слишком большая, от этого низкие тарифы, которые наносят удар в общем и целом, да и люди толком не ездят.
Виктория
16.10.2016
Сергей, а вы кем работаете? Уверена, что в такси.

Добавить комментарий

Plain text